Как-то я упоминала на форуме, что занимаюсь родоведением. Так вот, бывая в архивах и перелопачивая много-много документов в поисках информации о своих предках, попадаются интересные документы по краеведению. Представляю вашему вниманию один из них, надеюсь будет интересно.
Материал относится уже к советскому периоду, 1924 год.
Орфография и пунктуация сохранены.
К сожалению, не хватило времени, переписать то, что касается народного фольклора и бань, но если интересно можно будет повторно взять дело.
Итак ...
О ветлужских банях и печах и о мытье в них
С научной точки зрения бани представляют большой интерес. Баня – это простейшая архитектурная постройка древнерусской «клети». Поэтому неудивительно, что в постройке нашей бани сохранились элементы очень древних приемов зодчества. С другой стороны, баня служила в древности и служит в настоящее время не только для прямого назначения для мытья, но и для убежища и для иных временных препровождений. С точки зрения народных обычаев, верований, суеверий и предрассудков баня представляет также своеобразные особенности, которые не связываются ни с какой другой хозяйственной постройкой.
Наконец банный вопрос интересен и с исторической точки зрения. Из начальной летописи мы узнаем, что в древности бани были у новгородцев, о них говориться, что он они «в банях вениками хвощутся». У некоторых же других славянских племен бани были не известны. Поэтому эти племена по видимому «лазали» мыться и париться в печи. Отсюда можно сделать вывод хотя с осторожностью, что отсутствие бань в той или другой местности указывает на отсутствие новгородской колонизации и влияния ее в данных местах. Так например, у нас в Ветлужском крае по берегам реки Ветлуги население пользуется банями, так как известно, что по нашей водной артерии была колонизация новгородцев, а в селе Карцеве, находящемся в 25 верстах от села Рождественского, в глуши, в лесу, бани отсутствуют до сих пор. Тут могло не сказаться влияние колонизационного движения новгородцев, так как и теперь сообщение с этой местностью прекращается весной и осенью , вследствие путей сообщения.
Все это говорит за то, что «банный вопрос» является далеко не безразличным и не праздным.
В настоящее время в городе Ветлуге и в окрестных деревнях моются в банях, но не в печах. Но лет 30 тому назад и в городе Ветлуге мылись печах.
В Ветлужском крае баня носит и другие названия: «тепличка», «баненка», «банюшка», «банька».
В городе Ветлуге бани строят в огороде на расстоянии саж. 5-7 от жилого строения в одну линию с ним. В деревнях бани строят или в огородах или же у речки для удобства ношения воды в баню, а также для купания после мытья в бане. Впрочем строго определенных мест для постройки бань не наблюдается. Бани располагаются в каком –либо одном месте и в известном порядке, или же, как это наблюдается в деревнях, у каждого домохозяина баня строится где …
Внешнее описание бани
Для постройки бани употребляется преимущественно сосновый и еловый лес вершка на 3 с половиной, 4 и 5. Размеры постройки в длину, ширину и высоту от земли до крыши приблизительно таковы: 7-9 арш. длина /с прибанником/. 6-5 арш. – ширина, 4-3 с половиной арш. – высота. Количество венцов, т.е. бревен, составляющих сруб бани приблизительно 13. Баня рубится «в угол», а не «в лапу» или «в зуб» или «в шип». Баню и вообще всякую постройку стараются срубить из сырого леса.
К бане прирубается «прибанник», или же он составляет часть бани, если она строится пятистенною. Иногда прибанник пристраивается из теса. Бывают случаи, что по халатности или по материальной необеспеченности прибанник и совсем не устраивается. Стопа, или сруб, «клеть» бани редко ставится прямо на землю, ставися на деревянные /очень редко на каменные/ столбы от 3-4 вершков высоты. Бывает и так, что сруб бани запускается в землю так что пол оказывается ниже уровня земли. Это делается из-за экономии, чтобы сруб был из меньшего количества венцов. В этом случае нижние венцы заменяют неважным материалом – гнильем, обрубками и проч.
В бане, как и в избе, все приспособлено для тепла, строится она из немелкого леса, на моху. Крыша, потолок, пол устриваются незначительных размеров, а также двери, печь и проч., окошечко в бане делается «с кулак». Для тепла же баню обваливают кругом землей или же обкладывают омяльем. Чаще всего бани не конопатят, если же конопатят, то мхом, куделей и редко паклей.
В бане прорубается небольших размеров одно окошечко «с кулак», в четверть аршина в квадрате, на 1 арш. или поларшина от земли, преимущетвенно на солнечную сторону для тепла. В деревнях в банях встречаются нередко и волоковые окна, рдко имеются ставни у окон, устраиваются они от воров, чтобы они не воровали банные принадлежности: котлы, чугуны, ковшии проч.
Двери в прибанник и в баню устраиваются также небольших размеров, открываются они «на волю», т.е. наружу.
Пространство между срубом и верхом двускатной крыши со стороны фронтона забирается или тесом или же эта часть рубится из бревен, «самцов»/отсюда слово: «ссамить», т.е. в конце бревна срубить накось/.
В городе Ветлуге на всех банях крыши тесовые, в деревнях везде соломенные. Соломенная крыша кроется преимущественно под жердь и очень редко «в причес». На крыше бани спиц и жердей бывает 5-6, для поддержки застрех и спиц кладутся 2-3 курицы, солома кладется на подрешетник из хвороста.
Конструкция нынешней кровли бани отличается необыкновенной прочностью. На сруб ставятся прежде всего стропильные ноги или «быки», крепко связанные горизонтальными обрешетками и соединенные вверху «подконевой жердью», т.н. «князевой слегой». Или же обрешетины-жерди утверждаются прямо на самцах. Кровельный тес или солома зажимаются в нижних концах жолобом – «застрехой», или по древнему «водотечником», державшимся на курицах, а в верхнем конце на князьке он зажимается тяжелым бревном – «охлупнем». Горизонтальные же обрешетины-жерди покоятся иногда на сучках, оставленных на быках. Такая крыша хорошо выдерживает натиски северных ветров. Украшений на банных постройках, за редкими исключениями, не делается никаких.
Банное строение венчается трубой в городе – кирпичной, в деревнях в большинстве случаев ставится горшок, корчага без дна, старое худое ведро, или же труба бывает древянная из тесниц, или же долбленная. Вот почему пренебрежительное отношение к женщине в деревне и выражается в пословице: «Муж, ште глава на черкве, баба, ште труба на бане».
Таково примитивное внешнее устройство ветлужской деревенской бани, отчасти и городской. Наш крестьянин может ограничиться при постройке бани одной лишь «вырубкой» и только в самых необходимых случаях пускаются в ход деревянные костыли. О железных же гвоздях до недавнего времени и помина не было. Наш крестьянин нередко обходился даже без пилы. Брусья, доски потолка, пола и крыши могут быть обтесаны одним топором. Теперь это встречается, конечно, редко, но в старину обходились совершенно без пилы.
Внутреннее устройство бани.
Начнем с предбанника. Его приблизительные размеры таковы: длина – 2-3 ар., ширина – равна ширине бани, в нем имеются лавки для сидения, складываются дрова, банная посуда, веники и проч. В деревнях прибанник пред мытьем устилается соломой. Пространство между потолком бани и крышей наз. «потолок», и обычно на нем хранится разная рухлядь: тряпки – «шоболки», веревки, ведра, веники и проч. Пол в бане устраивается так: Кладутся половицы на пепеводы, для стока воды на полу делаются желобки дорожником, с этой же целью половицы стелются наклонно, или же вода стекает в полове щели.
В городских банях – белых бревна внутри стесываются, в деревенских же черных банях не стесываются. Печь в бане обычно ставится кирпичная или битая из глины. Размеры печи: в длину 2 арш., в ширину полтора аршина, в высоту 2 с половиной аршина. Печь утверждается на деревянном опечке ряда в два. Устье печи начинается сразу же. В черных банях сверху печи устраивается сводообразный полукруглый «кожух», в котором заключается каменка для поддавания жару. Вода греется в чугунах, корчагах, в деревнях сравнительно недавно стали вмазывать котлы в печах. Греют воду также в горшках, которые ставят на каменку и при помощи раскаленных камней. В бане в качестве мебели имеются в большинстве случаев 2 лавки, одна – узенькая, на которой моются, другая – широкая для лежания – «лежанка», для сидения имеется маленькая скамейка или просто деревянный чурбан. В левой части бани или в правой от входа непосредственно за печкой устраивается деревянный «кутник» - полок, в других местах он иначе называется «кутенка», «ленивенка». Размеры кутника в длину –в рост человека, в ширину около полутора аршин, в высоту аршина два с половиной. Кутник – это, пожалуй, одно из главных мест баи, которое привлекает многих любителей попариться.
Устройство потолка в бане делается и с матицей или же выстилается длинными горбылями, стесанной или же нестесанной стороной вниз. Накат потолка проконопачивается мхом, тряпками, куделей, промазыается глиной и засыпается землей. Все это делается для тепла. В черных банях устраивается отверстие для выхода дыма в потолке. Это отверстие затыкается тряпкой, омяльей.
Банная утварь скудна и незначительна: шайки, тазы, ведра, ковши, «черепени», корчаги, кадка для щелоку, мочалки для мытья – ветлужские «губки». Ни в прибаннике, ни в самой бане икон не вешают, потому что говорят: «так старики постановили»…»в бане нет бога, баня место нечистое, поганое»
В городе у всех домохозяев бани белые, в деревнях черные. Черные бани, как говорят крестьяне, жарче и скорее к делу, черную баню очень скоро можно истопить, что выражается в словах: «накинуть баню».
Мытье и пар
Баню топят обычно один раз в неделю и непременно в субботу, накануне больших праздников, в сочельники рождественский и крещенский, в чистый понедельник, для больного любой болезнью, для сговоренки и жениха, накануне свадьбы, перед путешествием и т.д. В баню ходят обычно к вечеру после дневных занятий. Баню топят мужчины и женщины, старики и старухи, одним словом, баню топит тот, кому посвободнее в семье. Певыми в баню идут старики: «они первые обпаривают свои кости, да и ведь и брезгливы, не идут поле молодых». Супруги обязательно ходят в баню вместе, а иногда и с детьми. В некоторых местах Поветлужья в баню ходят вместе мужчины и женщиы, старые и молодые, чужие и родные в одно время.
Так как баня нечистое, соединяемое с присутствием в н нечистой силы, по народному воззрению, то деревенские граждане Ветлужского края предпочитают не снимать крест, когда моются или парятся. Умереть в бане, значит лишиться вечного блаженства.
Для в бане употребляют щелок, в виду экономии и мыла, а так же и за отсутствием его. Щелок приготовляется с золой, кладут также и «обмылки». Для мытья волос употребляют кипяченый квас, а плешивые в надежде появления волос моют голову горячей водой, в которую прибавляют разных «снадобьев». Квасом поддают и на каменку для приятного запаха. Мыло в бане при мытье употребляется в крае с давних времен – лет сто тому назад.
Техника парения заключается в следующем. После мытья головы и намыливания тела банний спортсмен баннего парения замоченный веник в котле, кадке, корчаге горячей водой или квасом намыливает веник и кладет его на каменку, чтобы сделать его горячим, потом залезает на кутник и после того, как «бзданет» на каменку раза 3,начинает с азартом париться. При этом спортсмен издает особенные хвалебные звуки и париться до самозабвения, до одурения, парятся в рукавицах, так как руки не выдерживают крепкого жару. После парения и мытья катаются зимой в снегу а в другое время года бегают окунуться в речку если баня находится поблизости от нее, а после бани придя домой, пьют холодную воду или холодный квас.
Нечего удивляться, что после банного паренья, после этого возделывания человеческой кожи на фабрике-бане – этом «кожевенном заводе» бывают несчастные случаи, а именно – запариваются, угорают. В баню пойдут здоровыми, а выйти самостоятельно из нее не могут.
Иные назначения бани и роль ее в других сторонах народной жизни.
Баня в бытовой повседневности служит не только для мытья, но она имеет и другие назначения в жизни. В бане бабы мнут лен, стирают белье, в ней живут после пожара, живут, когда «морозят тараканов», помещают «родильниц» и вообще больных, гадают в бане, в бане помещают телят, поросят. Родильниц в баню помещают, потому, что, как объясняют бабы и старухи, «в избе родильнице нельзя оставаться, все узнают, за каждого придется мучиться, а в бане никто не узнает, тут она ночи три ночует, а в это время топят баню и парят родильницу.
Немаловажную роль баня играет и в свадебном обряде. Накануне свадьбы жених и невеста в отдельности ходят в баню, сговоренка с девками, жених с парнями. О бане есть упоминания в свадебных песнях.
Дальше приведен народный фольклор на данную тему (переписать в полном объеме, к сожалению, не хватило времени). Приведу лишь один куплет:
Мойся хохол, промывайся хохол,
Завтра хохол, ты наскочишь на кол.
Мойся усок, промывайся усок,
Завтра усок, дадут мяса кусок.
Приводятся так же примеры гаданий в бане и суеверий относительно бани. Вывод сделан следующий: Таковы суеверия и предрассудки встречаются в нашей ветлужской деревне в настоящее революционное время.
О мытье в печах
В некоторых местах Ветлужского края и до сих пор парятся не в банях, а в печах. Так в с. Карцеве в 60 верстах от г. Ветлуги лет 10 тому назад не было ни одной бани при обилии лесного строительного материала. Все же нужно сказать, что крестьяне вообще считают предпочтительнее мыться в банях а не в печах. В тех местах, где еще сохранился обычай мыться в печах, то последние устраиваются по размерам больше, чем обыкновенные печи. Перед мытьем в печи на под ее подстилают 2 доски, на них кладут солому, и ставят чугун с горячей водой. В печах ухитряются париться. Веником «бздают» посторонам печи/внутри/, жар бывает страшный, и он усиливается еще и тем, что в это время закрывают печь заслонкой. Бывали случаи, что при закрытой заслонке угорали, а иногда и запаривались. В больших печах моются и парятся по двое и даже по трое. Маленьких ребят моют в корытах, иногда же «для здоровья» лазят с детьми в печь. Лазят то с ребенком для здоровья, а только кости ему наломают. Если баба парит в печи ребенка, то она произноит такие наговоры, впрыскивая ребенка с 3,6,9 углей: «Господи Иисусе…избавь от двоезубова, трезубова, от двоеволосова, троеволосова /три шерсти волос/. При этом воду с углями в ковше выплескивают через левое плечо ребенка. Это делается для того, чтобы уроки не взяли при взгляде на двоезубого, троезубого, двоеволосого, троеволосого. А еще какие пригоровы есть – спрашиваю свою собеседницу. Ответ получаю такой: «есть, но не больно хороши». После пещного мытья и пареья окачиваются в избе над корытом лоханкой в «голбце», в подвале, или же выходят окачиваться на двор, несмотря на холодное время года, даже зимой.
Таковы сведения в кратких чертах о ветлужских банях и о мытье в них.
Д.А. Марков
1924 год
Сообщение изменено: Галина (30 Август 2013 - 20:16 )