Перейти к содержимому

Поддержи форум - поделись страницей!


Фото

О ветлужских банях и печах и о мытье в них. Д. А. Марков 1924 год

ветлужские бани печи

  • Для ответа в теме необходимо авторизоваться на форуме
3 ответов в этой теме

#1 Галина Предупредить

Галина
  • Банщик любитель
  • 364 сообщений
  • 237 спасибо
  • Город:Городец, Нижегородской обл.
  • Род занятий:Экскурсовод

Отправлено 30 Август 2013 - 20:13

Как-то я упоминала на форуме, что занимаюсь родоведением. Так вот, бывая в архивах и перелопачивая много-много документов в поисках информации о своих предках, попадаются интересные документы по краеведению. Представляю вашему вниманию один из них, надеюсь будет интересно.

Материал относится уже к советскому периоду, 1924 год.

Орфография и пунктуация сохранены.

К сожалению, не хватило времени, переписать то, что касается народного фольклора и бань, но если интересно можно будет повторно взять дело.

Итак ...

О ветлужских банях и печах и о мытье в них

С научной точки зрения бани представляют большой интерес. Баня – это простейшая архитектурная постройка древнерусской «клети». Поэтому неудивительно, что в постройке нашей бани сохранились элементы очень древних приемов зодчества. С другой стороны, баня служила в древности и служит в настоящее время не только для прямого назначения для мытья, но и для убежища и для иных временных препровождений. С точки зрения народных обычаев, верований, суеверий и предрассудков баня представляет также своеобразные особенности, которые не связываются ни с какой другой хозяйственной постройкой.

Наконец банный вопрос интересен и с исторической точки зрения. Из начальной летописи мы узнаем, что в древности бани были у новгородцев, о них говориться, что он они «в банях вениками хвощутся». У некоторых же других славянских племен бани были не известны. Поэтому эти племена по видимому «лазали» мыться и париться в печи. Отсюда можно сделать вывод хотя с осторожностью, что отсутствие бань в той или другой местности указывает на отсутствие новгородской колонизации и влияния ее в данных местах. Так например, у нас в Ветлужском крае по берегам реки Ветлуги население пользуется банями, так как известно, что по нашей водной артерии была колонизация новгородцев, а в селе Карцеве, находящемся в 25 верстах от села Рождественского, в глуши, в  лесу, бани отсутствуют до сих пор. Тут могло не сказаться влияние колонизационного движения новгородцев, так как и  теперь сообщение с этой местностью прекращается весной и осенью , вследствие путей сообщения.

Все это говорит за то, что «банный вопрос» является далеко не безразличным и не праздным.

В настоящее время в городе Ветлуге и в окрестных деревнях моются в банях, но не в печах. Но лет 30 тому назад и в городе Ветлуге мылись  печах.

В Ветлужском крае баня носит и другие названия: «тепличка», «баненка», «банюшка», «банька».

В городе Ветлуге бани строят в огороде на расстоянии саж. 5-7 от жилого строения в одну линию с ним. В деревнях бани строят или в огородах или же у речки для удобства ношения воды в баню, а также для купания после мытья в бане. Впрочем строго определенных мест для постройки  бань не наблюдается. Бани располагаются в каком –либо одном месте и в известном порядке, или же, как это наблюдается в деревнях, у каждого домохозяина баня строится где …

Внешнее описание бани

Для постройки бани употребляется преимущественно сосновый и еловый лес вершка на 3 с половиной, 4 и 5. Размеры постройки в длину, ширину и высоту от земли до крыши приблизительно таковы: 7-9 арш. длина /с прибанником/. 6-5 арш. – ширина, 4-3 с половиной арш. – высота. Количество венцов, т.е. бревен, составляющих сруб бани приблизительно 13. Баня рубится «в угол», а не «в лапу» или «в зуб» или «в шип». Баню и вообще всякую постройку стараются срубить из сырого леса.

К бане прирубается «прибанник», или же он составляет часть бани, если она строится пятистенною. Иногда прибанник пристраивается из теса. Бывают случаи, что по халатности или по материальной необеспеченности прибанник и совсем не устраивается. Стопа, или сруб, «клеть» бани редко ставится прямо на землю, ставися на деревянные /очень редко на каменные/ столбы от 3-4 вершков высоты. Бывает и так, что сруб бани запускается в землю так что пол оказывается ниже уровня земли. Это делается из-за экономии, чтобы сруб был из меньшего количества венцов. В этом случае нижние венцы заменяют неважным материалом – гнильем, обрубками и проч.

В бане, как и в избе, все приспособлено для тепла, строится она из немелкого леса, на моху. Крыша, потолок, пол устриваются незначительных размеров, а также двери, печь и проч., окошечко в бане делается «с кулак». Для тепла же баню обваливают кругом землей или же обкладывают омяльем. Чаще всего бани не конопатят, если же конопатят, то мхом, куделей и редко паклей.

В бане прорубается небольших размеров одно окошечко «с кулак», в четверть аршина в квадрате, на 1 арш. или поларшина от земли, преимущетвенно на солнечную сторону для тепла. В деревнях в банях встречаются нередко и волоковые окна, рдко имеются ставни у окон, устраиваются они от воров, чтобы они не воровали банные принадлежности: котлы, чугуны, ковшии проч.

Двери в прибанник и в баню устраиваются также небольших размеров, открываются они «на волю», т.е. наружу.

Пространство между срубом и верхом двускатной крыши со стороны фронтона забирается или тесом или же эта часть рубится из бревен, «самцов»/отсюда слово: «ссамить», т.е. в конце бревна срубить накось/.

В городе Ветлуге на всех банях крыши тесовые, в деревнях везде соломенные. Соломенная крыша кроется преимущественно под жердь и очень редко «в причес». На крыше бани спиц и жердей бывает 5-6, для поддержки застрех и спиц кладутся 2-3 курицы, солома кладется на подрешетник из хвороста.

Конструкция нынешней кровли бани отличается необыкновенной прочностью. На сруб ставятся прежде всего стропильные ноги или «быки», крепко связанные горизонтальными обрешетками и соединенные вверху «подконевой жердью», т.н. «князевой слегой». Или же обрешетины-жерди утверждаются прямо на самцах. Кровельный тес или солома зажимаются в нижних концах жолобом – «застрехой», или по древнему «водотечником», державшимся на курицах, а в верхнем конце на князьке он зажимается тяжелым бревном – «охлупнем». Горизонтальные же обрешетины-жерди покоятся иногда на сучках, оставленных на быках. Такая крыша хорошо выдерживает натиски северных ветров. Украшений на банных постройках, за редкими исключениями, не делается никаких.

Банное строение венчается трубой в городе – кирпичной, в деревнях в большинстве случаев ставится горшок, корчага без дна, старое худое ведро, или же труба бывает древянная из тесниц, или же долбленная. Вот почему пренебрежительное отношение к женщине в деревне и выражается в пословице: «Муж, ште глава на черкве, баба, ште труба на бане».

Таково примитивное внешнее устройство ветлужской деревенской бани, отчасти и городской. Наш крестьянин может ограничиться при постройке бани одной лишь «вырубкой» и только в самых необходимых случаях пускаются в ход деревянные костыли. О железных же гвоздях до недавнего времени и помина не было. Наш крестьянин нередко обходился даже без пилы. Брусья, доски потолка, пола и крыши могут быть обтесаны одним топором. Теперь это встречается, конечно, редко, но в старину обходились совершенно без пилы.

Внутреннее устройство бани.

Начнем с предбанника. Его приблизительные размеры таковы: длина – 2-3 ар., ширина – равна ширине бани, в нем имеются лавки для сидения, складываются дрова, банная посуда, веники и проч. В деревнях прибанник пред мытьем устилается соломой. Пространство между потолком бани и крышей наз. «потолок», и обычно на нем хранится разная рухлядь: тряпки – «шоболки», веревки, ведра, веники и проч. Пол в бане устраивается так: Кладутся половицы на пепеводы, для стока воды на полу делаются желобки дорожником, с этой же целью половицы стелются наклонно, или же вода стекает в полове щели.

В городских банях – белых бревна внутри стесываются, в деревенских же черных банях не стесываются. Печь в бане обычно ставится кирпичная или битая из глины. Размеры печи: в длину 2 арш., в ширину полтора аршина, в высоту 2 с половиной аршина. Печь утверждается на деревянном опечке ряда в два. Устье печи начинается сразу же. В черных банях сверху печи устраивается сводообразный полукруглый «кожух», в котором заключается каменка для поддавания жару. Вода греется в чугунах, корчагах, в деревнях сравнительно недавно стали вмазывать котлы в печах. Греют воду также в горшках, которые ставят на каменку и при помощи раскаленных камней. В бане в качестве мебели имеются в большинстве случаев 2 лавки, одна – узенькая, на которой моются, другая – широкая для лежания – «лежанка», для сидения имеется маленькая скамейка или просто деревянный чурбан. В левой части бани или в правой от входа непосредственно за печкой устраивается деревянный «кутник» - полок, в других местах он иначе называется «кутенка», «ленивенка». Размеры кутника в длину –в рост человека, в ширину около полутора аршин, в высоту аршина два с половиной. Кутник – это, пожалуй, одно из главных мест баи, которое привлекает многих любителей попариться.

Устройство потолка в бане делается и с матицей или же выстилается длинными горбылями, стесанной или же нестесанной стороной вниз. Накат потолка проконопачивается мхом, тряпками, куделей, промазыается глиной и засыпается землей. Все это делается для тепла. В черных банях устраивается отверстие для выхода дыма в потолке. Это отверстие затыкается тряпкой, омяльей.

Банная утварь скудна и незначительна: шайки, тазы, ведра, ковши, «черепени», корчаги, кадка для щелоку, мочалки для мытья – ветлужские «губки». Ни в прибаннике, ни в самой бане икон не вешают, потому что говорят: «так старики постановили»…»в бане нет бога, баня место нечистое, поганое»

В городе у всех домохозяев бани белые, в деревнях черные. Черные бани, как говорят крестьяне, жарче и скорее к делу, черную баню очень скоро можно истопить, что выражается в словах: «накинуть баню».

Мытье и пар

Баню топят обычно один раз в неделю и непременно в субботу, накануне больших праздников, в сочельники рождественский и крещенский, в чистый понедельник, для больного любой болезнью, для сговоренки и жениха, накануне свадьбы, перед путешествием и т.д. В баню ходят обычно к вечеру после дневных занятий. Баню топят мужчины и женщины, старики и старухи, одним словом, баню топит тот, кому посвободнее в семье. Певыми в баню идут старики: «они первые обпаривают свои кости, да и ведь и брезгливы, не идут поле молодых». Супруги обязательно ходят в баню вместе, а иногда и с детьми. В некоторых местах Поветлужья в баню ходят вместе мужчины и женщиы, старые и молодые, чужие и родные в одно время.

Так как баня нечистое, соединяемое с присутствием в н нечистой силы, по народному воззрению, то деревенские граждане Ветлужского края предпочитают не снимать крест, когда моются или парятся. Умереть в бане, значит лишиться вечного блаженства.

Для в бане употребляют щелок, в виду экономии и мыла, а так же и за отсутствием его. Щелок приготовляется с золой, кладут также и «обмылки». Для мытья волос употребляют кипяченый квас, а плешивые в надежде появления волос моют голову горячей водой, в которую прибавляют разных «снадобьев». Квасом поддают и на каменку для приятного запаха. Мыло в бане при мытье употребляется в крае с давних времен – лет сто тому назад.

Техника парения заключается в следующем. После мытья головы и намыливания тела банний спортсмен баннего парения замоченный веник в котле, кадке, корчаге горячей водой или квасом намыливает веник и кладет его на каменку, чтобы сделать его горячим, потом залезает на кутник и после того, как «бзданет» на каменку раза 3,начинает с азартом париться. При этом спортсмен издает особенные хвалебные звуки и париться до самозабвения, до одурения, парятся в рукавицах, так как руки не выдерживают крепкого жару. После парения и мытья катаются зимой в снегу а в другое время года бегают окунуться в речку если баня находится поблизости от нее, а после бани придя домой, пьют холодную воду или холодный квас.

Нечего удивляться, что после банного паренья, после этого возделывания человеческой кожи на фабрике-бане – этом «кожевенном заводе» бывают несчастные случаи, а именно – запариваются, угорают. В баню пойдут здоровыми, а выйти самостоятельно из нее не могут.

Иные назначения бани и роль ее в других сторонах народной жизни.

Баня в бытовой повседневности служит не только для мытья, но она имеет и другие назначения в жизни. В бане бабы мнут лен, стирают белье, в ней живут после пожара, живут, когда «морозят тараканов», помещают «родильниц» и вообще больных, гадают в бане, в бане помещают телят, поросят. Родильниц в баню помещают, потому, что, как объясняют бабы и старухи, «в избе родильнице нельзя оставаться, все узнают, за каждого придется мучиться, а в бане никто не узнает, тут она ночи три ночует, а в это время топят баню и парят родильницу.

Немаловажную роль баня играет и в свадебном обряде. Накануне свадьбы жених и невеста в отдельности ходят в баню, сговоренка с девками, жених с парнями. О бане есть упоминания в свадебных песнях.

Дальше приведен народный фольклор на данную тему (переписать в полном объеме, к сожалению, не хватило времени). Приведу лишь один куплет:

Мойся хохол, промывайся хохол,

Завтра хохол, ты наскочишь на кол.

Мойся усок, промывайся усок,

Завтра усок, дадут мяса кусок.

Приводятся так же примеры гаданий в бане и суеверий относительно бани. Вывод сделан следующий: Таковы суеверия и предрассудки встречаются в нашей ветлужской деревне в настоящее революционное время.

О мытье в печах

В некоторых местах Ветлужского края и до  сих пор парятся не в банях, а в печах. Так в с. Карцеве в 60 верстах от г. Ветлуги лет 10 тому назад не было ни одной бани при обилии лесного строительного материала. Все же нужно сказать, что крестьяне вообще считают предпочтительнее мыться в банях а не в печах. В тех местах, где еще сохранился обычай мыться в печах, то последние устраиваются по размерам больше, чем обыкновенные печи. Перед мытьем в печи на под ее подстилают 2 доски, на них кладут солому, и ставят чугун с горячей водой. В печах ухитряются париться. Веником «бздают» посторонам печи/внутри/, жар бывает страшный, и он усиливается еще и тем, что в это время закрывают печь заслонкой. Бывали случаи, что при закрытой заслонке угорали, а иногда и запаривались. В больших печах моются и парятся по двое и даже по трое. Маленьких ребят моют в корытах, иногда же «для здоровья» лазят с детьми в печь. Лазят то с ребенком для здоровья, а только кости ему наломают. Если баба парит в печи ребенка, то она произноит такие наговоры, впрыскивая ребенка с 3,6,9 углей: «Господи Иисусе…избавь от двоезубова, трезубова, от двоеволосова, троеволосова /три шерсти волос/. При этом воду с углями в ковше выплескивают через левое плечо ребенка. Это делается для того, чтобы уроки не взяли при взгляде на двоезубого, троезубого, двоеволосого, троеволосого. А еще какие пригоровы есть – спрашиваю свою собеседницу. Ответ получаю такой: «есть, но не больно хороши». После пещного мытья и пареья окачиваются в избе над корытом лоханкой в «голбце», в подвале, или же выходят окачиваться на двор, несмотря на холодное время года, даже зимой.

Таковы сведения в кратких чертах о ветлужских банях и о мытье в них.

Д.А. Марков

1924 год


Сообщение изменено: Галина (30 Август 2013 - 20:16 )


Поблагодарили:
SamVal , А.З. , Фаруш , ambra , пермяк , ЕЛЕНА , skif , Vian , koks , палеха , Петр С , ZYBY

#2 ZYBY Предупредить

ZYBY
  • Банщик любитель
  • 12 269 сообщений
  • 3417 спасибо
  • Город:Петербург, Большая Вишера, МАБИ
  • Род занятий:Можайка, космос, СВТ, подполковник КВ

Отправлено 30 Август 2013 - 20:28

Спасибо, Галина! Обязательно обсудим, но начало странное - баня - простейшее сооружение?)))
Послушай, я тебэ одын умный вещь скажу, только ты не обижайся!

#3 Vian Предупредить

Vian
  • Супермодераторы
  • 23 029 сообщений
  • 5403 спасибо
  • Город:ПриМКАДье
  • Род занятий:... -по погоде

Отправлено 31 Август 2013 - 11:07

"банний спортсмен баннего парения" )))
Vi@nTV: Здесь не может быть вашей рекламы - только МОЯ БАНЯ!!!( © Viantv VianTv )

#4 Галина Предупредить

Галина
  • Автор Темы
  • Банщик любитель
  • 364 сообщений
  • 237 спасибо
  • Город:Городец, Нижегородской обл.
  • Род занятий:Экскурсовод

Отправлено 01 Сентябрь 2013 - 08:45

Да, Вань, так и написано, вернее напечатана на машинке, с чем очень повезло, читать рукописные док-ты порой очень затруднительно.





Читать еще на тему: ветлужские бани, печи

0 посетителей читают эту тему

0 форумчан, 0 гостей, 0 скрытых


Тему посетили 42


    Сергей К., дядя Слава, Luminous, Brandey, koks154, палеха, ОренОлег, андрейЛ, А.З., Сергей 711, АлексВЛ, Tokha, Фаруш, Галина, Добровольский, GlooM, БакАс, ByaCo, blandin, Одинцов, ambra, unforgiven, пермяк, jaddd, Волжанин, Sashankaban, Sziget, Podvorie, ZYBY, Петр С, senelis, ЕЛЕНА, Коллега, Боцман, skif, Р.В.Р, koks, Leschiy, Vian, olezhik, slonmoto, Lotos

Партнеры форума


Скрыть/Открыть чат Чат

@  GDV : (06 янв 2024 - 18:39)

А Максима - с днем рождения.

@  Luminous : (06 янв 2024 - 21:12)

С Рождеством Христовым! :angel:

@  Одинцов : (07 янв 2024 - 20:25)

Добрый вечер, Леди и Джентльмены. С Рождеством!

@  дядя Слава : (08 янв 2024 - 10:00)

С новым годом! С рождеством!

@  дядя Слава : (08 янв 2024 - 10:00)

Желаю вам добра и благополучия, пусть хватит сил на добрые дела.

@  Luminous : (08 янв 2024 - 10:59)

:ax:

@  Алекс2024 : (09 янв 2024 - 10:30)

Добрый день! У меня вопрос, может кто ответит? На топку Этна-14 уставливается 9- литровый теплообменник. При этом нижняя труба (которая устанавливается на печь) разогревается до красна. Может, кто знает как эту проблему решить..

@  Luminous : (09 янв 2024 - 10:51)

@Алекс2024, доброго дня! Ответа в чате не ждите. Создайте, пожалуйста, тему, в которой изложите всё, что Вас интересует. Форумчане подскажут, как действовать.

@  Luminous : (13 янв 2024 - 18:58)

С Дыром Дедушку Русского пара! :give_rose:

@  Vian : (16 янв 2024 - 22:05)

На форуме 3 333 темы!

@  Luminous : (16 янв 2024 - 23:52)

Урра, товарищи! :good:

@  Одинцов : (13 фев 2024 - 16:17)

Добрый вечер, Леди и Джентльмены!

@  Luminous : (13 фев 2024 - 21:33)

:give_rose:

@  Luminous : (25 фев 2024 - 10:32)

Последний зимний выходной... На горизонте весна! ;)

@  дядя Слава : (28 фев 2024 - 23:12)

доброго всем здоровья!

@  дядя Слава : (28 фев 2024 - 23:13)

будете в Муроме, в Муромскую баню загляните...

@  Одинцов : (08 мар 2024 - 09:30)

Дамы, с праздником!

@  Luminous : (08 мар 2024 - 12:36)

Пётр, спасибо! :give_rose:

@  дядя Слава : (18 мар 2024 - 12:12)

привет всем

@  Luminous : (18 мар 2024 - 14:19)

Доброго дня муромским! :hi:

Наверх