Перейти к содержимому

Поддержи форум - поделись страницей!


Фото

Банные традиции

банные традиции баня традиции

  • Для ответа в теме необходимо авторизоваться на форуме
1 ответов в этой теме

#1 Макс Дубровка Предупредить

Макс Дубровка
  • Профессиональный парильщик
  • 15 сообщений
  • 16 спасибо
  • Город:ТВЕРЬ

Отправлено 13 Сентябрь 2013 - 21:48

Журнал "Народное творчество" №3 2013

Банные традиции.

Ольга Архипова.

Девичник.jpg

 

Любовь русского человека к бане давно известна. На Руси говорили, что после бани выходишь, словно заново родился. С посещением бани связано огромное количество пословиц, поговорок и других жанров фольклора, ведь баня считалась и до сих пор считается не просто процессом мытья и очищения, а целым культом со своими правилами и традициями. О банных традициях, обычаях и суевериях на примере традиционной культуры Тверской области рассказывает Ольга Архипова (г. Тверь).

 

Обрядовая функция бани всецело связана с очищением, омовением, символизирующими обновление, омоложение, преображение, «вхождение в царство небесное».

[color=#000000;] Действия, выполняемые в бане, по представлениям людей, позволяют достичь какой-либо значимой цели, например здоровья, благополу[/color][color=#000000;]чия, счастья, удачи. «Пусти, банька, помыться-[/color][color=#000000;]попариться, раба Божия (имя) на здоровье пола[/color][color=#000000;]диться!» Организм человека налаживается, [/color][color=#000000;]очищается и восстанавливается. Баня лечит, [/color][color=#000000;]наполняет здоровой энергией. «В бане помылся -что заново родился», - говорят в народе.[/color]

[color=#000000;] Русская баня неразрывно связана с мас[/color][color=#000000;]сой земледельческих обрядов. Ритуальность [/color][color=#000000;]посещения бани проявляется в обязательно[/color][color=#000000;]сти омовения в бане в определённых ситуа[/color][color=#000000;]циях: мылись еженедельно по субботам, об[/color][color=#000000;]зательно - перед праздниками, перед севом, « в дорогу », « с дороги », по завершении больших работ. В бане сообща выполняли разнообразные [/color]хозяйственные работы.

[color=#000000;]Одна из главных функций бани заключалась [/color][color=#000000;]в том, что это было священное место для обрядов [/color][color=#000000;]перехода. В бане нередко доживали свои последние дни умирающие. Похоронив усопшего, род-[/color]ственника сразу шли в баню, чтобы очиститься от прикосновений к мертвецу.

[color=#000000;]В бане совершался поминальный обряд [/color][color=#000000;]в поминальные дни - на 40-й день после смерти человека, накануне Троицы, в родительскую [/color]субботу (конец октября), в четверг на седьмой неделе Великого поста. Баня хорошо вытаплива­лась, в ней вывешивалось полотенце, чтобы души умерших, искупавшись, могли вытереться.

[color=#000000;]В бане исполнялись рекрутские обряды. [/color][color=#000000;]В день отъезда на комиссию родители благослов­ляли парня в доме, разыгрывали сцены, в кото­[/color]рых юноша якобы вернулся с комиссии освобож­дённым от призыва. Утром в день медицинского освидетельствования кандидаты в рекруты мылись в бане.

[color=#000000;] В бане проводили различные ритуалы врачева[/color][color=#000000;]ния больных. Банные процедуры считались луч[/color][color=#000000;]шей панацеей. «Как вода на локте не держится, [/color][color=#000000;]так на рабе Божией (ем) (имя) ни уроки, ни при[/color][color=#000000;]зоры, не держитесь!» Русский народ отличался [/color][color=#000000;]особой крепостью здоровья, чему, скорее всего, [/color][color=#000000;]способствовало и частое посещение бани.[/color]

[color=#000000;] В России в бане рожали детей не только протолюдины, но и бояре, и представители цар­[/color]ской семьи.

[color=#000000;] Роженица проводила в бане и послеродовой, [/color][color=#000000;]период - от трёх до семи дней, в зависимости от принятых в данном регионе обычаев. Ребёнок и [/color]роженица считались зараженными специфической послеродовой «нечистотой», которая пре­одолевалась в течение шести недель. Народное средство первичного преодоления такой «нечи­стоты» состояло в трёхкратном посещении бани роженицей и ребёнком. Заговаривание болезней младенца проходило на месте родов или при пер­вом намывании ребенка в бане.

[color=#000000;]Заговор читали во время мытья. Веник, кото­[/color][color=#000000;]рым парили ребенка, нужно было закопать или сжечь.[/color]

[color=#000000;]Каждый раз, когда парили ребёнка в бане, [/color][color=#000000;]приговаривали: «Силы небесные, силы земные, [/color][color=#000000;]подарите рабе Божией/рабу Божиему (имя) кра­[/color][color=#000000;]соту и доброту, спокойствие и мудрость, крепость [/color][color=#000000;]тела и духа. Благодарю вас, силы небесные, бла­[/color][color=#000000;]годарю вас, силы земные, за милость вашу к рабе Божией/рабу Божиему (имя). Аминь».[/color]

[color=#000000;]После прочтения заговора ребёнка заворачи­вали в чистую простынь и давали немного поси­[/color][color=#000000;]деть, а потом уже одевали.[/color]

[color=#000000;]Если младенец ночью плохо спит, недомогает, нужно вылить на него в бане пол таза воды, говоря при этом: «Как с гусенка вода, так с (имя ребенка) [/color]худоба да хвороба». После бани нужно вынуть пару прутиков из банного веника и трижды про­честь над ними заговор: «Ночная полуночница, денная полуночница, не тешься, не потешайся над моим младенцем, поди в чистое поле, на белую берёзку, там и потешайся. Да будет так!» После этого следует три раза провести этими пру­тиками по голове ребёнка и затем выбросить их. Накануне свадьбы в бане парилась невеста с под­ружками, а второй раз парились молодожёны после первой брачной ночи.

[color=#000000;]Баня на девичнике - это не только прощание девушки с подругами, считалось, что мытьё в бане [/color]смывает с невесты девичество: «После мытья невеста благодарила или проклинала баню за то, что она смыла с неё красоту и волю». О невесте, что шла в баню перед венчанием, шептались: «Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки».

[color=#000000;]Пословам  З.В. Смирновой (1912 г.р.)из деревни Казикино Удомельского района: «Вечером под­ружки топили баню и мыли невесту. Жених [/color]должен был «выкупить» баню, то есть накануне заплатить подружкам невесты деньги, чтобы они купили мыло и истопили баню. Родственники невесты пекли пирог и отдавали девушкам, чтобы они угощались в то время, когда топят баню. Им также строго наказывали не колотить голо­вешки в печи, чтобы после свадьбы муж не бил жену». ( Запись А.И. Шилина., СВ. Лоншакова.)

[color=#000000;]Предсвадебная баня была обрядом, способным [/color][color=#000000;]повлиять на будущую семейную жизнь невесты и [/color][color=#000000;]на всех, кто её окружает. Обязательным момен­[/color][color=#000000;]том обряда было причитание.[/color]

[color=#000000;]В деревне Казикино Удомельского района об [/color][color=#000000;]этом рассказывали так: «День накануне свадьбы [/color][color=#000000;]назывался «девишник ». Девушки готовили [/color][color=#000000;]«девью красу» — украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. С самого утра [/color]невеста начинала причитать. Если же она этого

[color=#000000;]делать не умела, то приглашали «вопленицу», [/color][color=#000000;]которая выла и причитала, вводя невесту и окру­[/color][color=#000000;]жающих в то состояние, когда голосить начи­[/color][color=#000000;]нали все». (Запись Л.В. Розовой.)[/color]

[color=#000000;]По воспоминаниям А.В. Савиной (1910 г.р.) из деревни Дубищи Удомельского района: «Невесте ленточки из косы выплетают, «косу дерут, а она её прячет». Действие сопровождалось причетом [/color]со стороны невесты и подруг:

[color=#000000;]Раструбилась трубонька рано на заре,[/color]

[color=#000000;]Расплакалась девонька по русой косе:[/color]

[color=#000000;]- Сегодня мою косоньку подружки плетут,[/color]

[color=#000000;]А завтра мою косоньку сваха расплетёт.[/color]

[color=#000000;]Разделят мою косоньку на две косы,[/color]

[color=#000000;]Обвертят мою косоньку вокруг головы...[/color]

[color=#000000;]Затем девушки брали невесту под руки, вели [/color][color=#000000;]в баню и пели песню:[/color]

[color=#000000;]Расцветали цветы бело-розовые,[/color]

[color=#000000;]Завивали венки, приговаривали:[/color]

[color=#000000;]Ты подружка моя, ты голубушка нам,[/color]

[color=#000000;]Вы придите ко мне, навестите меня,[/color]

[color=#000000;]Снарядите меня, как невесту к венцу...[/color]

[color=#000000;]В деревне Старково Тверского уезда невесту вели в баню. Брали с собой веник. У бани моли­[/color][color=#000000;]лись Богу, невеста кланялась на четыре сто­[/color][color=#000000;]роны и причитала, став посреди дороги. (Запись [/color][color=#000000;]Л.В. Розовой):[/color]

[color=#000000;]Моя милая подруженька,[/color]

[color=#000000;]Покрой-ка меня шалькой.[/color]

[color=#000000;]Что не шалькой меня кроешь,[/color]

[color=#000000;]А большой печальюшкой.[/color]

[color=#000000;]Невесту покрывают шалью, она поёт дальше:[/color]

[color=#000000;]Моя милая подруженька,[/color]

[color=#000000;]Арина ты Ивановна![/color]

[color=#000000;]Подхвати ты под правую рученьку,[/color]

[color=#000000;]Что подкосились мои скоры ноженьки, [/color][color=#000000;], Опустились белы рученьки,[/color]

[color=#000000;]Испугалось ретиво сердечко.[/color]

[color=#000000;]Обращаясь ко всем:[/color]

[color=#000000;]Вы любезные мои подруженьки,[/color]

[color=#000000;]Ведите меня полегонечку,[/color]

[color=#000000;]Подкосилась мои скоры ноженьки,[/color]

[color=#000000;]Опустились мои белы рученьки.[/color]

[color=#000000;]Идут с припевом на гору.[/color]

[color=#000000;]Помолюсь-то я на восход красного месяца,[/color]

[color=#000000;]На закат красного солнушка.[/color]

[color=#000000;]Мои-то любезные подруженьки,[/color]

[color=#000000;]Поклон им в землю.[/color]

[color=#000000;]Не попомните моей грубости.[/color]

[color=#000000;]Что не грубость моя была,[/color]

[color=#000000;]А девичья глупость.[/color]

[color=#000000;]Не досада моя,[/color]

[color=#000000;]А девичья Младость[/color]

[color=#000000;]Входит в избу и кланяется отцу, с матерью:[/color]

[color=#000000;]Что спасибо тебе на баньке,[/color]

[color=#000000;]На мыльце, на парк[/color]

[color=#000000;]На малиновом на шёлковом-то на веничке.[/color]

[color=#000000;]А вот воспоминания жителей деревни [/color][color=#000000;]Лощемля Вышневолоцкого уезда: «Затем невесту ведут в баню. Поют протяжные песни простые, [/color]но не свадьбишные. В баню несут пиво, водку, пирог. В баню идут девица и сваха. Моют близкие

[color=#000000;]девушки, двоюродные сестры. Покуда она моется, [/color][color=#000000;]все остальные поют песни. Когда возвращаются из [/color][color=#000000;]бани, тоже поют. По выходе из бани невеста обра­[/color][color=#000000;]щается к подругам. (Запись [/color][color=#000000;]. [/color][color=#000000;]Розовой):[/color]

[color=#000000;]Да спасибо вам, милые подруженьки,[/color]

[color=#000000;]Что отмыли мою вольну волюшку,[/color]

[color=#000000;]Да и спасибо вам - пару в баньке[/color]

[color=#000000;]Да на шелковом веничке,[/color]

[color=#000000;]Да на матушке свежей воды.[/color]

[color=#000000;]Затем подходит к отцу:[/color]

[color=#000000;]Спасибо тебе, родимый батюшка,[/color]

[color=#000000;]Что приголубил ты моих подруженек,[/color]

[color=#000000;]Что со мной-то бедной, горькой,[/color]

[color=#000000;]Что в опарную во баенку,[/color]

[color=#000000;]В опарную неугарную,[/color]

[color=#000000;]Что по шелковому веничку[/color]

[color=#000000;]И ко матушке свежой воды.[/color]

[color=#000000;]Наряду с невестиной в фольклорно-этнографи-[/color][color=#000000;]ческой традиции зафиксирована и женихова баня.[/color]

[color=#000000;]По словам З.В. Смирновой (1912 г.р.) из деревни Казикино Удомельского района: «В доме [/color]жениха накануне свадьбы также топилась баня. Собирались ребята с гармонью, «на каменку сда­вали не водой, а пивом». (Запись [color=#000000;]AM. [/color][color=#000000;]Шилина, [/color][color=#000000;]СВ. Лоншакова.)[/color]

[color=#000000;]Причём сопровождающие жениха молодые [/color][color=#000000;]парни несут над его головой веник, подобно тому, [/color][color=#000000;]как девушки держат веник над головой невесты. Увешанный лентами, лоскутами ситца, кумача и [/color][color=#000000;]прочими украшениями, он предназначался для [/color][color=#000000;]паренья в свадебной бане.[/color]

[color=#000000;]Посещение бани молодожёнами также сопро­вождалось особым церемониалом. Парили ново­[/color][color=#000000;]брачных специальными вениками, которые [/color][color=#000000;]собирали с семи деревьев, склоняющихся над [/color][color=#000000;]рекой. Считалось, что тогда их жизнь будет дол­[/color][color=#000000;]гой и счастливой и они будут любить друг друга.[/color]

[color=#000000;]Про саму свадьбу говорили: «По рукам, да [/color][color=#000000;]и в баню. Дай Бог любовь да совет!». Или так: «По рукам, да и в баню. Репа продана, и воз [/color][color=#000000;]накрыт». О сложностях в семейной жизни приду­мана была такая шутка: чёрт с тобой, не живи со [/color]мной; пойдём в баню да разведемся!

[color=#000000;]И велели молодым: «Жена, мужа почитай, как [/color][color=#000000;]крест на главе; муж, жену береги, как трубу на [/color][color=#000000;]бане!»[/color]

[color=#000000;]На Руси баня и всё из чего моются считалась [/color][color=#000000;]чистым и нечистым одновременно.[/color]

[color=#000000;]Бани обычно ставили на окраине деревни. [/color][color=#000000;]В русском фольклоре там занимались своим [/color][color=#000000;]ремеслом колдуны.[/color]

[color=#000000;]Многие обычаи были связаны с особым духом -хранителем бани, именуемым банником (разно­[/color]видность домового). В иных местах его называли байником, баенником, байношко, лазьником. Как правило, мыться ходили по нескольку человек, в четвёртый пар мыться считалось опасно. Закан­чивали мытьё до наступления позднего вечера, ведь, по поверьям, в это время парился сам банник и другие нечистые. В бане нельзя было стучать или громко говорить, иначе банник рассердится и напугаетСчиталось, что заводится банник после появ­ления в доме первого ребёнка. Иногда он поселя­ется вместе со своей женой, а то и с детками. Ещё его обвиняли в том, что он может похитить остав­ленного в бане ребёнка, подкинув взамен под-меныша, которого определяли по рахитичному сложению: большеголовый, пузатый, он не умел ни ходить, ни говорить и, прожив так несколько лет, умирал или превращался в головешку либо банный веник. Чтобы вернуть чадо, полагалось бить подменыша берёзовым или ореховым пру­том. В качестве профилактического средства от подмены ручонку младенца перевязывали крас­ным шнурочком или надевали на головку крас­ную шапочку.

[color=#000000;]Женскую ипостась этого существа называли [/color][color=#000000;]банниха, байница, баенная матушка. На русском [/color][color=#000000;]Севере верили в обдериху - лохматую страшную старуху, выступающую нагишом или в виде [/color]кошки с горящими глазами. В случае мытья в одиночку обдериха сдирает и вешает на печке кожу, а тело несчастного загоняет в щели на полу. Четвёртый пар она ни с кем не хотела делить: могла исцарапать. Шишига - маленькая горба­тая сущность с большим животом, сучковатыми ручками и холодным тельцем - во владимир­ских, саратовских и других землях показыва­лась шедшим в баню без молитвы, оборачиваясь их родственницей или знакомой, звала париться и могла запарить до смерти.

[color=#000000;]Л .И. Сёмина из города Весьегонска рассказала такую быличку: «У нас одна женщина рассказы­[/color]вала, что как-то в сочельник пошла мыться после 12, открыла дверь, а на пороге сидит женщина с распущенными зелёными волосами. К ней повернулась и сказала: «Поздно».

[color=#000000;]Суеверия предков требовали соблюдения пра­[/color][color=#000000;]вил обращения с банными духами. Идя в баню, [/color][color=#000000;]приговаривали: «Банный князь, возьми нашу [/color][color=#000000;]грязь, дай нам чистое тело».[/color]

[color=#000000;]Но считалось иногда, и польза от банника [/color][color=#000000;]есть. Он мог творить чудеса, защищать от про­[/color][color=#000000;]исков овинника, мертвецов. Народные пре­[/color][color=#000000;]дания сохранили истории о том, как банник [/color][color=#000000;]и даже обдериха спасали людей. Не случайно [/color][color=#000000;]хлеб, которым мать невесты благословляла к [/color][color=#000000;]венцу молодых, назывался банником. «Этот [/color][color=#000000;]каравай пекут накануне свадьбы и перед девиш[/color][color=#000000;]ником зашивают в скатерть в бане - отсюда и его название. Во время венчания банник, при­[/color]несённый дружкой в церковь для освящения, лежал у самого клироса.

[color=#000000;]Банник расшивали наутро после венца, после [/color][color=#000000;]первой либо второй бани молоых, известной под [/color][color=#000000;]названием княжьей или княжеской, и новобрач­[/color][color=#000000;]ные ели его. Принесенный из бани невесты в дом жениха банник символизировал установление духовных связей между двумя семейно-родо[/color]выми общинами и их культурами.

[color=#000000;]В святочные вечера девушки в бане гадали на [/color][color=#000000;]жениха, хлеборобы гадали на урожай[/color]



Поблагодарили:
skif , Фаруш , ЕЛЕНА , пермяк , Галина , Vian , Маслов Виктор , ZYBY

#2 Макс Дубровка Предупредить

Макс Дубровка
  • Автор Темы
  • Профессиональный парильщик
  • 15 сообщений
  • 16 спасибо
  • Город:ТВЕРЬ

Отправлено 14 Сентябрь 2013 - 11:28

СТАТЬЯ 1.jpg СТАТЬЯ 2.jpg СТАТЬЯ 3.jpg





Читать еще на тему: банные традиции, баня, традиции

0 посетителей читают эту тему

0 форумчан, 0 гостей, 0 скрытых


Тему посетили 50


    Luminous, Castro, AndreyKa, Боцман, дядя Слава, happymonika, vadim313, , elbkmobr, Brandey, , senelis, Oleg_K, vasilisk, Леший, serg55550, АлексВЛ, Tokha, skif, LUK, temeshoff, ЕЛЕНА, bigstep, Фаруш, GlooM, rovermao, NickB, Григорий Золотарев, пермяк, ByaCo, Lotos, jaddd, Коллега, Макс Дубровка, pn2, rezeda, Волжанин, Yuri Kadygrob, левша, А.З., Антон, unforgiven, Одинцов, Галина, ZYBY, Vian, Петр С, Podvorie, Маслов Виктор, Sziget

Партнеры форума


Скрыть/Открыть чат Чат

@  Одинцов : (07 янв 2024 - 20:25)

Добрый вечер, Леди и Джентльмены. С Рождеством!

@  дядя Слава : (08 янв 2024 - 10:00)

С новым годом! С рождеством!

@  дядя Слава : (08 янв 2024 - 10:00)

Желаю вам добра и благополучия, пусть хватит сил на добрые дела.

@  Luminous : (08 янв 2024 - 10:59)

:ax:

@  Алекс2024 : (09 янв 2024 - 10:30)

Добрый день! У меня вопрос, может кто ответит? На топку Этна-14 уставливается 9- литровый теплообменник. При этом нижняя труба (которая устанавливается на печь) разогревается до красна. Может, кто знает как эту проблему решить..

@  Luminous : (09 янв 2024 - 10:51)

@Алекс2024, доброго дня! Ответа в чате не ждите. Создайте, пожалуйста, тему, в которой изложите всё, что Вас интересует. Форумчане подскажут, как действовать.

@  Luminous : (13 янв 2024 - 18:58)

С Дыром Дедушку Русского пара! :give_rose:

@  Vian : (16 янв 2024 - 22:05)

На форуме 3 333 темы!

@  Luminous : (16 янв 2024 - 23:52)

Урра, товарищи! :good:

@  Одинцов : (13 фев 2024 - 16:17)

Добрый вечер, Леди и Джентльмены!

@  Luminous : (13 фев 2024 - 21:33)

:give_rose:

@  Luminous : (25 фев 2024 - 10:32)

Последний зимний выходной... На горизонте весна! ;)

@  дядя Слава : (28 фев 2024 - 23:12)

доброго всем здоровья!

@  дядя Слава : (28 фев 2024 - 23:13)

будете в Муроме, в Муромскую баню загляните...

@  Одинцов : (08 мар 2024 - 09:30)

Дамы, с праздником!

@  Luminous : (08 мар 2024 - 12:36)

Пётр, спасибо! :give_rose:

@  дядя Слава : (18 мар 2024 - 12:12)

привет всем

@  Luminous : (18 мар 2024 - 14:19)

Доброго дня муромским! :hi:

@  Одинцов : (31 мар 2024 - 14:42)

https://m.ura.news/news/1052749413

@  Одинцов : (31 мар 2024 - 14:44)

В Екатеринбурге пройдут чемпионаты по групповому и индивидуальному парению

Наверх