Журнал "Народное творчество" №3 2013
Банные традиции.
Ольга Архипова.
Любовь русского человека к бане давно известна. На Руси говорили, что после бани выходишь, словно заново родился. С посещением бани связано огромное количество пословиц, поговорок и других жанров фольклора, ведь баня считалась и до сих пор считается не просто процессом мытья и очищения, а целым культом со своими правилами и традициями. О банных традициях, обычаях и суевериях на примере традиционной культуры Тверской области рассказывает Ольга Архипова (г. Тверь).
Обрядовая функция бани всецело связана с очищением, омовением, символизирующими обновление, омоложение, преображение, «вхождение в царство небесное».
[color=#000000;] Действия, выполняемые в бане, по представлениям людей, позволяют достичь какой-либо значимой цели, например здоровья, благополу[/color][color=#000000;]чия, счастья, удачи. «Пусти, банька, помыться-[/color][color=#000000;]попариться, раба Божия (имя) на здоровье пола[/color][color=#000000;]диться!» Организм человека налаживается, [/color][color=#000000;]очищается и восстанавливается. Баня лечит, [/color][color=#000000;]наполняет здоровой энергией. «В бане помылся -что заново родился», - говорят в народе.[/color]
[color=#000000;] Русская баня неразрывно связана с мас[/color][color=#000000;]сой земледельческих обрядов. Ритуальность [/color][color=#000000;]посещения бани проявляется в обязательно[/color][color=#000000;]сти омовения в бане в определённых ситуа[/color][color=#000000;]циях: мылись еженедельно по субботам, об[/color][color=#000000;]зательно - перед праздниками, перед севом, « в дорогу », « с дороги », по завершении больших работ. В бане сообща выполняли разнообразные [/color]хозяйственные работы.
[color=#000000;]Одна из главных функций бани заключалась [/color][color=#000000;]в том, что это было священное место для обрядов [/color][color=#000000;]перехода. В бане нередко доживали свои последние дни умирающие. Похоронив усопшего, род-[/color]ственника сразу шли в баню, чтобы очиститься от прикосновений к мертвецу.
[color=#000000;]В бане совершался поминальный обряд [/color][color=#000000;]в поминальные дни - на 40-й день после смерти человека, накануне Троицы, в родительскую [/color]субботу (конец октября), в четверг на седьмой неделе Великого поста. Баня хорошо вытапливалась, в ней вывешивалось полотенце, чтобы души умерших, искупавшись, могли вытереться.
[color=#000000;]В бане исполнялись рекрутские обряды. [/color][color=#000000;]В день отъезда на комиссию родители благословляли парня в доме, разыгрывали сцены, в кото[/color]рых юноша якобы вернулся с комиссии освобождённым от призыва. Утром в день медицинского освидетельствования кандидаты в рекруты мылись в бане.
[color=#000000;] В бане проводили различные ритуалы врачева[/color][color=#000000;]ния больных. Банные процедуры считались луч[/color][color=#000000;]шей панацеей. «Как вода на локте не держится, [/color][color=#000000;]так на рабе Божией (ем) (имя) ни уроки, ни при[/color][color=#000000;]зоры, не держитесь!» Русский народ отличался [/color][color=#000000;]особой крепостью здоровья, чему, скорее всего, [/color][color=#000000;]способствовало и частое посещение бани.[/color]
[color=#000000;] В России в бане рожали детей не только протолюдины, но и бояре, и представители цар[/color]ской семьи.
[color=#000000;] Роженица проводила в бане и послеродовой, [/color][color=#000000;]период - от трёх до семи дней, в зависимости от принятых в данном регионе обычаев. Ребёнок и [/color]роженица считались зараженными специфической послеродовой «нечистотой», которая преодолевалась в течение шести недель. Народное средство первичного преодоления такой «нечистоты» состояло в трёхкратном посещении бани роженицей и ребёнком. Заговаривание болезней младенца проходило на месте родов или при первом намывании ребенка в бане.
[color=#000000;]Заговор читали во время мытья. Веник, кото[/color][color=#000000;]рым парили ребенка, нужно было закопать или сжечь.[/color]
[color=#000000;]Каждый раз, когда парили ребёнка в бане, [/color][color=#000000;]приговаривали: «Силы небесные, силы земные, [/color][color=#000000;]подарите рабе Божией/рабу Божиему (имя) кра[/color][color=#000000;]соту и доброту, спокойствие и мудрость, крепость [/color][color=#000000;]тела и духа. Благодарю вас, силы небесные, бла[/color][color=#000000;]годарю вас, силы земные, за милость вашу к рабе Божией/рабу Божиему (имя). Аминь».[/color]
[color=#000000;]После прочтения заговора ребёнка заворачивали в чистую простынь и давали немного поси[/color][color=#000000;]деть, а потом уже одевали.[/color]
[color=#000000;]Если младенец ночью плохо спит, недомогает, нужно вылить на него в бане пол таза воды, говоря при этом: «Как с гусенка вода, так с (имя ребенка) [/color]худоба да хвороба». После бани нужно вынуть пару прутиков из банного веника и трижды прочесть над ними заговор: «Ночная полуночница, денная полуночница, не тешься, не потешайся над моим младенцем, поди в чистое поле, на белую берёзку, там и потешайся. Да будет так!» После этого следует три раза провести этими прутиками по голове ребёнка и затем выбросить их. Накануне свадьбы в бане парилась невеста с подружками, а второй раз парились молодожёны после первой брачной ночи.
[color=#000000;]Баня на девичнике - это не только прощание девушки с подругами, считалось, что мытьё в бане [/color]смывает с невесты девичество: «После мытья невеста благодарила или проклинала баню за то, что она смыла с неё красоту и волю». О невесте, что шла в баню перед венчанием, шептались: «Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки».
[color=#000000;]Пословам З.В. Смирновой (1912 г.р.)из деревни Казикино Удомельского района: «Вечером подружки топили баню и мыли невесту. Жених [/color]должен был «выкупить» баню, то есть накануне заплатить подружкам невесты деньги, чтобы они купили мыло и истопили баню. Родственники невесты пекли пирог и отдавали девушкам, чтобы они угощались в то время, когда топят баню. Им также строго наказывали не колотить головешки в печи, чтобы после свадьбы муж не бил жену». ( Запись А.И. Шилина., СВ. Лоншакова.)
[color=#000000;]Предсвадебная баня была обрядом, способным [/color][color=#000000;]повлиять на будущую семейную жизнь невесты и [/color][color=#000000;]на всех, кто её окружает. Обязательным момен[/color][color=#000000;]том обряда было причитание.[/color]
[color=#000000;]В деревне Казикино Удомельского района об [/color][color=#000000;]этом рассказывали так: «День накануне свадьбы [/color][color=#000000;]назывался «девишник ». Девушки готовили [/color][color=#000000;]«девью красу» — украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. С самого утра [/color]невеста начинала причитать. Если же она этого
[color=#000000;]делать не умела, то приглашали «вопленицу», [/color][color=#000000;]которая выла и причитала, вводя невесту и окру[/color][color=#000000;]жающих в то состояние, когда голосить начи[/color][color=#000000;]нали все». (Запись Л.В. Розовой.)[/color]
[color=#000000;]По воспоминаниям А.В. Савиной (1910 г.р.) из деревни Дубищи Удомельского района: «Невесте ленточки из косы выплетают, «косу дерут, а она её прячет». Действие сопровождалось причетом [/color]со стороны невесты и подруг:
[color=#000000;]Раструбилась трубонька рано на заре,[/color]
[color=#000000;]Расплакалась девонька по русой косе:[/color]
[color=#000000;]- Сегодня мою косоньку подружки плетут,[/color]
[color=#000000;]А завтра мою косоньку сваха расплетёт.[/color]
[color=#000000;]Разделят мою косоньку на две косы,[/color]
[color=#000000;]Обвертят мою косоньку вокруг головы...[/color]
[color=#000000;]Затем девушки брали невесту под руки, вели [/color][color=#000000;]в баню и пели песню:[/color]
[color=#000000;]Расцветали цветы бело-розовые,[/color]
[color=#000000;]Завивали венки, приговаривали:[/color]
[color=#000000;]Ты подружка моя, ты голубушка нам,[/color]
[color=#000000;]Вы придите ко мне, навестите меня,[/color]
[color=#000000;]Снарядите меня, как невесту к венцу...[/color]
[color=#000000;]В деревне Старково Тверского уезда невесту вели в баню. Брали с собой веник. У бани моли[/color][color=#000000;]лись Богу, невеста кланялась на четыре сто[/color][color=#000000;]роны и причитала, став посреди дороги. (Запись [/color][color=#000000;]Л.В. Розовой):[/color]
[color=#000000;]Моя милая подруженька,[/color]
[color=#000000;]Покрой-ка меня шалькой.[/color]
[color=#000000;]Что не шалькой меня кроешь,[/color]
[color=#000000;]А большой печальюшкой.[/color]
[color=#000000;]Невесту покрывают шалью, она поёт дальше:[/color]
[color=#000000;]Моя милая подруженька,[/color]
[color=#000000;]Арина ты Ивановна![/color]
[color=#000000;]Подхвати ты под правую рученьку,[/color]
[color=#000000;]Что подкосились мои скоры ноженьки, [/color][color=#000000;], Опустились белы рученьки,[/color]
[color=#000000;]Испугалось ретиво сердечко.[/color]
[color=#000000;]Обращаясь ко всем:[/color]
[color=#000000;]Вы любезные мои подруженьки,[/color]
[color=#000000;]Ведите меня полегонечку,[/color]
[color=#000000;]Подкосилась мои скоры ноженьки,[/color]
[color=#000000;]Опустились мои белы рученьки.[/color]
[color=#000000;]Идут с припевом на гору.[/color]
[color=#000000;]Помолюсь-то я на восход красного месяца,[/color]
[color=#000000;]На закат красного солнушка.[/color]
[color=#000000;]Мои-то любезные подруженьки,[/color]
[color=#000000;]Поклон им в землю.[/color]
[color=#000000;]Не попомните моей грубости.[/color]
[color=#000000;]Что не грубость моя была,[/color]
[color=#000000;]А девичья глупость.[/color]
[color=#000000;]Не досада моя,[/color]
[color=#000000;]А девичья Младость[/color]
[color=#000000;]Входит в избу и кланяется отцу, с матерью:[/color]
[color=#000000;]Что спасибо тебе на баньке,[/color]
[color=#000000;]На мыльце, на парк[/color]
[color=#000000;]На малиновом на шёлковом-то на веничке.[/color]
[color=#000000;]А вот воспоминания жителей деревни [/color][color=#000000;]Лощемля Вышневолоцкого уезда: «Затем невесту ведут в баню. Поют протяжные песни простые, [/color]но не свадьбишные. В баню несут пиво, водку, пирог. В баню идут девица и сваха. Моют близкие
[color=#000000;]девушки, двоюродные сестры. Покуда она моется, [/color][color=#000000;]все остальные поют песни. Когда возвращаются из [/color][color=#000000;]бани, тоже поют. По выходе из бани невеста обра[/color][color=#000000;]щается к подругам. (Запись [/color][color=#000000;]. [/color][color=#000000;]Розовой):[/color]
[color=#000000;]Да спасибо вам, милые подруженьки,[/color]
[color=#000000;]Что отмыли мою вольну волюшку,[/color]
[color=#000000;]Да и спасибо вам - пару в баньке[/color]
[color=#000000;]Да на шелковом веничке,[/color]
[color=#000000;]Да на матушке свежей воды.[/color]
[color=#000000;]Затем подходит к отцу:[/color]
[color=#000000;]Спасибо тебе, родимый батюшка,[/color]
[color=#000000;]Что приголубил ты моих подруженек,[/color]
[color=#000000;]Что со мной-то бедной, горькой,[/color]
[color=#000000;]Что в опарную во баенку,[/color]
[color=#000000;]В опарную неугарную,[/color]
[color=#000000;]Что по шелковому веничку[/color]
[color=#000000;]И ко матушке свежой воды.[/color]
[color=#000000;]Наряду с невестиной в фольклорно-этнографи-[/color][color=#000000;]ческой традиции зафиксирована и женихова баня.[/color]
[color=#000000;]По словам З.В. Смирновой (1912 г.р.) из деревни Казикино Удомельского района: «В доме [/color]жениха накануне свадьбы также топилась баня. Собирались ребята с гармонью, «на каменку сдавали не водой, а пивом». (Запись [color=#000000;]AM. [/color][color=#000000;]Шилина, [/color][color=#000000;]СВ. Лоншакова.)[/color]
[color=#000000;]Причём сопровождающие жениха молодые [/color][color=#000000;]парни несут над его головой веник, подобно тому, [/color][color=#000000;]как девушки держат веник над головой невесты. Увешанный лентами, лоскутами ситца, кумача и [/color][color=#000000;]прочими украшениями, он предназначался для [/color][color=#000000;]паренья в свадебной бане.[/color]
[color=#000000;]Посещение бани молодожёнами также сопровождалось особым церемониалом. Парили ново[/color][color=#000000;]брачных специальными вениками, которые [/color][color=#000000;]собирали с семи деревьев, склоняющихся над [/color][color=#000000;]рекой. Считалось, что тогда их жизнь будет дол[/color][color=#000000;]гой и счастливой и они будут любить друг друга.[/color]
[color=#000000;]Про саму свадьбу говорили: «По рукам, да [/color][color=#000000;]и в баню. Дай Бог любовь да совет!». Или так: «По рукам, да и в баню. Репа продана, и воз [/color][color=#000000;]накрыт». О сложностях в семейной жизни придумана была такая шутка: чёрт с тобой, не живи со [/color]мной; пойдём в баню да разведемся!
[color=#000000;]И велели молодым: «Жена, мужа почитай, как [/color][color=#000000;]крест на главе; муж, жену береги, как трубу на [/color][color=#000000;]бане!»[/color]
[color=#000000;]На Руси баня и всё из чего моются считалась [/color][color=#000000;]чистым и нечистым одновременно.[/color]
[color=#000000;]Бани обычно ставили на окраине деревни. [/color][color=#000000;]В русском фольклоре там занимались своим [/color][color=#000000;]ремеслом колдуны.[/color]
[color=#000000;]Многие обычаи были связаны с особым духом -хранителем бани, именуемым банником (разно[/color]видность домового). В иных местах его называли байником, баенником, байношко, лазьником. Как правило, мыться ходили по нескольку человек, в четвёртый пар мыться считалось опасно. Заканчивали мытьё до наступления позднего вечера, ведь, по поверьям, в это время парился сам банник и другие нечистые. В бане нельзя было стучать или громко говорить, иначе банник рассердится и напугаетСчиталось, что заводится банник после появления в доме первого ребёнка. Иногда он поселяется вместе со своей женой, а то и с детками. Ещё его обвиняли в том, что он может похитить оставленного в бане ребёнка, подкинув взамен под-меныша, которого определяли по рахитичному сложению: большеголовый, пузатый, он не умел ни ходить, ни говорить и, прожив так несколько лет, умирал или превращался в головешку либо банный веник. Чтобы вернуть чадо, полагалось бить подменыша берёзовым или ореховым прутом. В качестве профилактического средства от подмены ручонку младенца перевязывали красным шнурочком или надевали на головку красную шапочку.
[color=#000000;]Женскую ипостась этого существа называли [/color][color=#000000;]банниха, байница, баенная матушка. На русском [/color][color=#000000;]Севере верили в обдериху - лохматую страшную старуху, выступающую нагишом или в виде [/color]кошки с горящими глазами. В случае мытья в одиночку обдериха сдирает и вешает на печке кожу, а тело несчастного загоняет в щели на полу. Четвёртый пар она ни с кем не хотела делить: могла исцарапать. Шишига - маленькая горбатая сущность с большим животом, сучковатыми ручками и холодным тельцем - во владимирских, саратовских и других землях показывалась шедшим в баню без молитвы, оборачиваясь их родственницей или знакомой, звала париться и могла запарить до смерти.
[color=#000000;]Л .И. Сёмина из города Весьегонска рассказала такую быличку: «У нас одна женщина рассказы[/color]вала, что как-то в сочельник пошла мыться после 12, открыла дверь, а на пороге сидит женщина с распущенными зелёными волосами. К ней повернулась и сказала: «Поздно».
[color=#000000;]Суеверия предков требовали соблюдения пра[/color][color=#000000;]вил обращения с банными духами. Идя в баню, [/color][color=#000000;]приговаривали: «Банный князь, возьми нашу [/color][color=#000000;]грязь, дай нам чистое тело».[/color]
[color=#000000;]Но считалось иногда, и польза от банника [/color][color=#000000;]есть. Он мог творить чудеса, защищать от про[/color][color=#000000;]исков овинника, мертвецов. Народные пре[/color][color=#000000;]дания сохранили истории о том, как банник [/color][color=#000000;]и даже обдериха спасали людей. Не случайно [/color][color=#000000;]хлеб, которым мать невесты благословляла к [/color][color=#000000;]венцу молодых, назывался банником. «Этот [/color][color=#000000;]каравай пекут накануне свадьбы и перед девиш[/color][color=#000000;]ником зашивают в скатерть в бане - отсюда и его название. Во время венчания банник, при[/color]несённый дружкой в церковь для освящения, лежал у самого клироса.
[color=#000000;]Банник расшивали наутро после венца, после [/color][color=#000000;]первой либо второй бани молоых, известной под [/color][color=#000000;]названием княжьей или княжеской, и новобрач[/color][color=#000000;]ные ели его. Принесенный из бани невесты в дом жениха банник символизировал установление духовных связей между двумя семейно-родо[/color]выми общинами и их культурами.
[color=#000000;]В святочные вечера девушки в бане гадали на [/color][color=#000000;]жениха, хлеборобы гадали на урожай[/color]