Этнограф П. Минорский в 1872 году опубликовал в "Олонецких губернских ведомостях" любопытное народное предание про один из порогов на Свири: "Въ бытность свою въ деревнѣ Подпорожьѣ, Лодейнопольскаго уѣзда, на рѣкѣ Свири, я любопытствовалъ узнать, почему тамошнiй порогъ на Свири носитъ названiе Лисья Голова. Расспросы мѣстныхъ жителей не привели ни къ чему; видно было, что народъ или забылъ причину такого названiя замѣчательной мѣстности на водяномъ пути, или извратилъ самое названiе. Такъ сказывали, чрезъ порогъ, въ самомъ быстромъ мѣстѣ его, при первомъ основанiи деревни Подпорожья, переплыла лисица и что у ней изъ подъ воды видна была одна голова. Но такой случай, мнѣ казалось, не могъ дать имени такой рѣдкости, каковъ Подпорожскiй порогъ, тѣмъ болѣе, что переплыть чрезъ него нетолько лисицѣ, но и другому звѣрю посильнѣе ‒ дѣло невозможное. Но наконецъ, случайно я услышалъ болѣе вѣроятный разсказъ крестьянина‒старика, который въ молодые годы живалъ здѣсь на промыслахъ. «Дѣло тутъ не простое, передавали мнѣ стогодовые старики ‒ говорилъ мой разскащикъ. Въ старинные годы въ томъ мѣстѣ, сказываютъ, былъ царь Петръ… такъ отъ него дѣло пошло. Деревни-то Подпорожья раньше царя Петра у порога не было, а по его царскому приказанiю ужъ послѣ народъ-то выселенъ былъ изъ Боровицъ, отколь ходятъ все пастухи, съ пороговъ Боровицкихъ, чтобы на томъ мѣстѣ лоцманы были всегда наготовѣ, ‒ а была только деревня Важени. Ѣхалъ по Свири Петръ этотъ на судахъ, ‒ только суда были большiе, ‒ и доѣхалъ онъ до порога Лисьей Головки, а тутъ были ужъ лошади приготовлены для тяги. Потянули первое судно, а оно на камень, да только какъ дѣло противъ воды было, то вреду не сдѣлало. Тутъ доложили царю, что кабы не камень, такъ простору бы больше было и ходъ бы чистой былъ. Его царская милость самъ смотрѣлъ камень и задумалъ поднять и отвалить въ сторону…. «Съ помощью немногосложныхъ инструментовъ и снастей, какiе находились подъ руками, по объясненiю разскащика, подъ личнымъ наблюденiемъ царя, сдѣланы были подъ камень закладки и онъ былъ поднятъ изъ воды; оставалось подложить подкладки и камень былъ бы на помосткахъ, но дѣло все испортилъ одинъ старикъ, крестьянинъ изъ дер. Важины, которому велѣно было подложить балки подъ камень, когда онъ будетъ на виду: старикъ оплошалъ, и камень, сорвавшись съ веревокъ и цѣпей, юркнулъ въ воду. Императоръ, отъ глазъ котораго не укрывалось никакое дѣло, замѣтилъ оплошность старика и въ справедливомъ гнѣвѣ «изволилъ обозвать его изъ царскихъ устъ лысой головой. Съ той-то поры и мужика звали лысой головой, да и порогъ стали называть «Лысой-Головой»; а что теперь-то зовутъ «Лисьей-Головой» ‒ заключилъ старикъ, такъ это ужь по забытью народъ перемѣнилъ». Послѣднее замѣчанiе старика очень вѣрно. Вообще народъ Олонецкiй не любитъ строго держаться подлиннаго смысла, а скажетъ всегда какъ Богъ положитъ на умъ, и не терпитъ трудныхъ и многосложныхъ словъ; такъ въ недавнее еще время принято тотъ же порогъ называть просто «Головкой», и подъ этимъ именемъ онъ слыветъ и теперь." с
А вы про што подумали ... Это про Родину мою!
пыс: та. не нашел тему про откуда кто. вроде была тута где та.