Перейти к содержимому

Поддержи форум - поделись страницей!


Фото

Баня. Очерки этнографии и медицины

Андрей Дачник очерки этнографии и медицины баня

3 ответов в этой теме

#1 Podvorie Предупредить

Podvorie
  • Банщик любитель
  • 4 049 сообщений
  • 782 спасибо
  • Город:Калужская область
  • Род занятий:Многодетный отец

Отправлено 28 Апрель 2015 - 12:37

banya.jpg

Название: Баня. Очерки этнографии и медицины.

Добавил: Podvorie

Добавлен: 28 Апр 2015

Категория: Книги про баню. Разное

Автор книги: Андрей Дачник
Год издания: 2015

 

Баня, как настоящая мать, или воплощение богини Матери-Сырой-Земли, может не только баловать, но и наказывать. О том как строили свои отношения с баней наши предки, и о том, как нам снискать у Бани милость, но не гнев, написана эта книга.

 

Скачать

 

 

=======================

Книга предоставлена автором.


  • женя нравится это

Храни Вас Бог! р. Б. Димитрий.


Поблагодарили:
женя , Боцман

#2 Telbin Предупредить

Telbin
  • Банщик любитель
  • 11 сообщений
  • 2 спасибо
  • Город:Ижевск
  • Род занятий:Социолог

Отправлено 28 Апрель 2015 - 13:59

Спасибо, очень хорошо пишет автор, прочитал первую главу.



#3 палеха Предупредить

палеха
  • Банщик любитель
  • 3 258 сообщений
  • 1631 спасибо

Отправлено 28 Апрель 2015 - 17:12

очень хорошо пишет автор
Очень много повторов. Информация собрана ценная и интересная, комментарии автора, мягко говоря, удивляют. 

#4 koks Предупредить

koks
  • Профессиональный парильщик
  • 4 482 сообщений
  • 3241 спасибо
  • Город:Питер
  • Род занятий:мну_мнет (, Y ,)

Отправлено 26 Январь 2018 - 23:28

Большинство материала взяты из книги "Как в старину на Каргополье свадьбу играли"
РУССКАЯ СВАДЬБА рубежа 19-20 веков на примере каргопольской. (часть первая)

Из за обширности русских территорий, из за соседства с другими этносами, назвать свадебные обряды, присущие какому то региону, типичными будет неверно. Но общепризнанно, что именно на Русском Севере долее всего сохранялись русские традиции в их историческом виде. В любом случае, пусть и вариантно, что то подобное происходило и под Рязанью и под Белгородом. Свадьба была одним из важнейших моментов жизни любого человека- после неё у него менялось многое, если не всё. Неудивительно что событие было обставлено массой ритуалов и обычаев, разделённых на несколько этапов. 
1) Период УХАЖИВАНИЯ и выбора пары занимал подчас годы. Девушки выступали в роли товара, а парни покупателей. Посему семьи вкладывали в наряды девичьи большие средства, ведь чем богаче и краше девица тем больше шансов , что её заметит парень из более обеспеченной семьи. Огромную роль играли личные симпатии молодёжи- дролиться годами возможности у них не было, но вот порой сам выбор будущего супруга занимал большое время. Для этого процесса самим русским крестьянским обществом были созданы особые условия- это и постоянные ярмарки, и престольные праздники и конечно "бесёды", на которых девушки и показать себя могли и проявив инициативу привлечь к себе внимание понравившегося парня. В ход шло всё: славутность (сексапил), выраженное трудолюбие, наряды, привороты и прочее... Назвать чрезмерно целомудренным поведение наших предков до свадьбы будет нельзя, и хотя добрачные сексуальные отношения порицались, они не были табуированы. Беременность до свадьбы приводила к кривотолкам и осуждениям, но после рождения ребёнка к такой женщине начинали относиться терпимее (другое дело что найти ей мужа , если конечно папаша её с топором в руках не являлся домой к обольстителю, было трудно). 
Серьёзное ухаживание, а иной раз скрытая симпатия или банальный расчёт всегда заканчивались сватовством. Но в редких случаях его не было, так как в русских деревнях практиковалась такая вещь как похищение невесты. Явление не такое уж и редкое хоть и скандальное. Из рассказа Плотниковой Зои Егоровны (д Абакумово): "Расскажу как мама вышла замуж. Приехала она на праздник, по городу ходят. Парень захватил её, чтоб не вырвалась, и домой приволок (на вечеринках они ране виделись), а тётка парня села рядом, гладила по голове и уговаривала. Отец не мог её найти. На другой день ему сказали где дочь. Приехал отец с её прежним кавалером за ней, а их в дом не пустили и её не выпустили :" Она будет нашей, поезжайте домой. Приезжайте на свадьбу." Но было и большое отличие от жарких кавказских страстей- это похищение позором девушку не покрывало и о каком либо сексуальном насилии разговора и быть не могло! Всё было с точностью наоборот- этим похищением парень ставил свою репутацию под удар. В селе Лядины нашей компании рассказывала про своё замужество бабушка (имя я её запамятовал) и раскрыла совсем иную сторону этой диковатой традиции: похищали девушку только в том случае если она наотрез отказывала ухажёру. Тогда он решался на такой экстраординарный шаг и после судьба парня была целиком в руках девушки- если она всё равно отказывала то это был такой позор, что молодой человек навсегда уезжал из деревни. Так и за той бабушкой, во времена оные, увивался молодец, но не нравился ей ничуть-"неказистый он был". Похитил он её и взмолился: выходи за меня, а той так жалко стало его- парень неплохой из хорошей семьи, вот только не любит она его и всё тут. Дала согласие и прожила всю жизнь с нелюбимым. 
2) СВАТОВСТВО. "Дак сватали то так.... Сваты щепку приносили в дом, что бы никто не видел. Щепочку-то клали к верху, у потолка была така перекладинка, потолок от стоял. Сваты клали. Щёлочка там така небольшая и щепочка, запихают щепочку:" Щепочка в дом, а невеста из избы вон., три раза и проговорят, колдуют, чтобы невесту увести. Надо тайно класть, чтобы не увидели. Один сват заведёт с нима разговор, они разговор-то станут слушать, а тем временем другой туды и положит... Сваты не садятся, говорят, сядем дак заседимся, невеста не пойдёт. Ходят, стоится всё. Сперва поговорят с отцом да с матерью. Если отец да мать согласны, то с невестой договариваются, говорят- если невеста согласна то и мы согласны. Пойдут у невесте, а невеста коли если как жених люб, она сразу согласится, а если не люб, дак скажет, что я не пойду, хоть и просватают меня отец да мать, я не пойду, я пойду за кого мне надо. Не послушается родителей-то! А иная послушается родителей да и выйдет-всяко бывало. Сосватали, договорились, дак тут уж отец, мать ничего не сделают. Тут уж "двоим любо, третий не суйся, пускай пойдёт". Если уж договорились, да согласна идти, тут и разговору нет. Дак сосватали, дак чего дальше- садятся за стол, да вино пьют, пропивают ей" (Тугунова Екатерина Ивановна. д. Слобода).
Подчас сватовство сопровождалось почти театрализованными представлениями и тут уж разговоров про купца и товар не миновать. Порой сами родители были категорически против- парень бедный, пьющий, лентяй или из не уважаемой семьи. Поднимал вопрос о приданном и материальном благополучии так же жених- финансовая сторона дела имела важное значение. Родители могли предложить сватам старшую сестру засидевшуюся в девках, отложить разговор на год до совершеннолетия невесты, торговаться.... После рукобития статус молодых сразу менялся- жених становился желанным гостем : "приходи ты, женишок. у нас цястым гостём будёшь. Приходи к невесте на поцёлуи, побывашки. да гостиньцы приноси".
3) ДО СВАДЬБЫ. Жизнь крестьянина была расписана по числам- управлял им сельскохозяйственный годовой цикл, поэтому и свадьбы гуляли лишь несколько раз в год, когда не было сельхозработ и церковных постов. Справляли их от Покрова до Рождественского поста, а потом с Рождества до Великого поста. От рукобития до венчания срок был небольшой- до двух недель. В эти дни девушка "невестилась" и на неё одновременно накладывались и ограничения и разрешения. Она могла свободно целоваться и обниматься с суженым, но вместе с этим к ней прикрепляли надсмотрщика, в роли которого часто выступала её же подруга. Называлась она "помисельница". Роль помисельницы была не сложной- не дать переспать жениху и невесте , поэтому она везде следовала за молодой и даже спала с ней на одной кровати. Но жизнь часто сложнее чем привычные схемы и порой именно "телохранитель" помогала убежать подруге от нелюбимого. ( из воспоминаний Е.И. Тугуновой: "Я ещё расскажу как моя бабушка, мамина мать выходила замуж от. Говорит, я гуляла с кавалером, любила его, а меня пришли сватать за нелюбого. Пришёл , говорит, свататься одинакой (единственный сын в семье) был мужик от. Я то гуляла, три было мужика в них в семье то.Мать да отец отдали меня за одинакого, я его не знала и не любила-из другой деревни. Щепа с полу и та одному, а что ты тут пойдёшь-три брата, нать ведь делиться, нать три дома да всё имение делить, дак чего тебе там достанется? А тут щепа с полу и та одному, вот поди за этого! Подругу я взяла помисельницей, с которой гуляла. Помисельница ночевала пока свадьба не пройдёт, караулила невесту , чтоб жених не валился спать с ней. Вот , говорит, легли мы спать то, а отец да мать уехали на свадьбу закупать в Каргополе продукты, а жених от завалился на полати и спит, храпит на полатях. А мы то с помисельницей примостки сделали да у самого порога, где выходят на улицу-то, тут и постлалиси. Договорились уж с помисельницей-то, что я , говорит, гуляла, кавалера то любила, говорит, к нему убежу всё равно, меня хоть родители и просватали, я ночью убежу. Да и кавалеру сказала, что ты приезжай ночью, стукнись, мы вот у окошка постелим , спать лягем, говорит, спать будем в катанках да шубе, дак и выскочем. Зимой дело то было. Двери не докроем немножко, ты, говорит, колонись она выскочит к тебе , а ты приезжай на лошади. Вот, говорит, жених залёг на полати, храпит спит. А мы обе шопчимся, не спим, ждём ейного кавалера. Подъехал- шумит, на жеребце подъехал. Привязал не в закоулке жеребца-то, а что бы не пробудился жених то, привязал подальше. А помисельница ему сказала, брякнись, мы у того окошечка будем спать, у самых дверей, ты тут колонись маленько. Мы спать не будем- учуем. Он брякнул маленько в окошечко, она и выскочила, невеста-то. Выскочила да и убежала тихонько, двери были открыты. не брякнули.Она убежала, а я , говорит, на рознях сплю, храплю, будто ничего не учуяла и жених спит и не чует. А потом , говорит, он встал, а я ( звали то жениха-то Осип): "ой , Ося, невеста-то ведь убежала, я и проспала, плотно толь зауснула, не чула, как она и убежала. Нету невесты-то, нету, нету. Я,-говорит,- пойду в деревню-то и узнаю." А сама всё знала, сама упустила. Потом пришла к нему да говорит:" Ой не чула, когда она и убежала, а она уже у кавалера-то там уж, увёз кавалер ночью ей на жеребце. там она...." ( из последующего рассказа Екатерины Ивановны выяснилось, что побег был ошибкой- кавалер на ней женился, но после свадьбы его как подменили- начал пить, бить порато, гулять из семья. То есть превратил жизнь беглянки в небольшой персональный ад. Что впрочем не помешало ей родить 22 (!) детей.) 
За несколько дней до венчания в дом жениха торжественно привозили подарки всей его родне. Мещане и богатые крестьяне могли позволить себе одаривать будущую родню товаром покупным, но у обычных людей такой возможности не было- все возможные предметы собственного обихода и свадебные подарки делались своими руками и уходило у девушки на это десятилетие. Своё приданное они начинали изготовлять лет с 6- с первых уроков прядения, конечно детские руки не могли создать качественной продукции, но в хозяйстве нужны были и кухонные тряпки-утирки. Поэтому постепенно набирая мастерство русская девушка пряла, ткала и вышивала подарки для всех будущих своих родственников- холст, полотенца. рубахи.... 
Накануне свадьбы проводился девичник, но в отличии от современных, с приглашением стриптизёра и обильными возлияниями, тогда это был по настоящему грустный праздник- подруги прощались с невестой и это не было просто красивой фигурой речи. Со слезами на глазах проходило прощание с отчим домом, родителями, свободой, молодостью...В девичью косу была вплетена красивая лента, которая так и называлась "краса", ленту эту вынимали и завтрашняя жена отдавала её своей лучшей подруге со словами:

Сниму я красну -красоту,
Да золотую перевязочку,
Да отдам я родной матушке....
Моя матушка-то старенькая,
Поясок то носит слабенько.
Потерят красну-красоту,
Золотую перевязочку.
Уж не отдам да не расстанусе
Со своей красной красотой-
Золочёной перевязочкой,
А отдам своей божатушке....

Да уберёт во бересняну коробочку,
А налетят то ветры буйные,
Да дожди тороховые
Да унесут мою красоту красную.
Ой да не отдам не расстанусе
Со своей красной красотой, 
Золотой перевязочкой. 

А отдам свою я красоту
Да своей подружке-кумушке,
Да пусть-ко носит красну красоту
Да на своей на головушке.
Ты, крестовая моя кумушка,
Ты возьми-ко мою красну-красоту
золотую перевязочку,
Ты носи да не занашивай,
По слотам, по непогодушкам,
Ты держи да не задерживай-
По одним владычным праздникам
На головушку накладывай. 

Рядом обязательно крутилась знахарка и совершала свои ворожейские дела. После того как коса распускалась невесту собирали в баню и она шла туда со своими подругами. 

Уж вы милые мои да подружечки
Уж вы пойдёмте со мной да в жарку парну баенку,
Уж и помыться и попариться,
Уж и смыть тоску да кручинушку,
Сполоснуть да слёзы горючие
Со бела лица да румяного,
С ретива сердца да желанного....
На моём веку да не впервой,
На девичьем-то веку да в последний...

В бане девицы конечно парились и поддерживали морально невесту, но где то рядом крутилась и колдунья и если в бубен не била, то какие то странные ритуалы совершала. Например собирала в пузырёк невестин пот, что бы вылить его в пиво жениху и так навеки связать нерасторжимой связью. Во время надевания рубахи в подол втыкалась игла со сломанным ушком, что должно было помочь в будущих родах. 
После этого шли в дом и получив благословение матери девушки начинали обряжать подругу к свадьбе, заставляя встать на сковороду. Фату тогда могли себе позволить только богатые семьи, но всё равно свадебный наряд поражал своей красотой. Белые платья вошли в моду лишь в конце 19 века, завоевав сначала аристократию, затем вторя ей белоснежные венчальные наряды начали одевать мещане, а потом уже у них переняли такую традицию и крестьяне, но всё равно чаще всего платья были красных оттенков, щедро украшенные вышивкой. И этот красный цвет держался очень долго, ибо белый в народе олицетворялся с саваном и смертью. 
4) Так как чаще всего СВАДЬБЫ устраивали зимой то и свадебный кортеж состоял из саней, в которые были запряжены украшенные лентами и праздничной сбруей лошади. Был обязателен гармонист, все нарядные и весёлые подъезжали к дому невесты, но в дом сразу не пускали, а им навстречу выходила мать невесты одетая в шубу наизнанку и с подносом в руках. На подносе стояло четыре стопки водки (самогонки), но угощала она только жениха, тот должен был первую стопку выпить, вторую вылить через левое плечо, третью через правое, а четвёртую под ноги выплеснуть. Этим он давал понять что работящий, не пьяница, Затем все шли в дом где их ждали девушки и начинался весёлый выкуп. В Каргополье был интересный обряд- жениху предлагали "подломить" зайца. Тут обыгрывалось желание невесты, превратившись в зайца, ускользнуть из под венца, но зайца делали взаправду- кто то из платка, а где то и "заюшка сделан из холста, бисеру, цветочки,пуговки на груди,бусинки на ушках, глазки из бисеру, на ножках иголки влиплены". Так вот этого зайца нужно было "изломать" вытаскивая из тряпичных ног по иголке, но за каждую иголку приходилось платить. Потешные торги конечно тоже имели место быть:
"Маменька справляла-
В узел денежки вязала,
Надо денюжки копить,
Надо невесту выкупить! 
За косу- рупь, да за прикосье-два,
А за всё про всё надо сто рублёв!"
Парни щедро сыпали медяки и отвечали:
"Девки шибко не шекчите-
Вот на пряники держите."
Но женщины совсем не тот народ, что бы довольствоваться малым:
"У нас невестушка не бедна,
Надо денюжки не медны.
У нас невестушка уважна-
Надо денюжки бумажны.
Дружки, дружки не скупитесь, 
За невесту расплатитесь.
Коль дадите серебром, 
Вспоминать будем добром,
Коли золота сыпнёте,
То с невестушкой уйдёте!"
Выкуп дело весёлое, но после того как невесту "продают" начиналось несколько необычное действо- жениха начинали ругать и оскорблять: "А подружки начинали хаять жениха.Сначала хаять начинают, а потом уж другие начинают хвалить.Одни хаят, а другие хвалят, а всё равно отдают уж. Такая наша свадьба. Хаят потому что на чужой стороне, не хотят подружки расставаться и причитают:
"Не ходи, подружка милая, на чужую дальнюю сторону,
У него первая повиночка- он винищем запивается,
А другая-то повиночка- табачищем объедается.
Ну а третья то повиночка- он другими увлекается. 
Не ходи, подружка милая, на чужую дальнюю сторону"
(Нина Николаевна Ухова д. Погорелка).
Как только невесту выкупали, отец брал левую руку дочери и правую руку жениха, обвязывал их рушником, что бы "привязать " их ещё крепче и водил вокруг качи ( ёмкость для хранения воды в доме). Молодых благославляли иконой и отец отдавал дочь жениху со словами:" Пей, корми, обувай, одевай, На работу посылай, а в обиду не давай, Сам тереби, а других не подпускай". После этого все ехали в церковь на венчание, а затем возвращались в дом мужа и ритуально встреченные хлебом-солью и посыпанные зерном, садились за стол. Угощали супом (щами), пирогами, калитками, рыбниками, холодцом. На водку у многих денег не было и потому пили самогон и домашнее пиво. Надо признать, что русская свадьба была очень сложным и насыщенным различными ритуалами действом- тут и сидение молодых на шерсти вывернутой шубы, и одновременное перепрыгивание через порог в дом, бросанием на стол каравая, клятвы и обещания, песни и пляски.... 
Тогда же происходил за занавеской и один из важнейших ритуалов в жизни женщины- переплетание косы.


  • pn2, sma и Luminous это понравилось

Наглость второе щастие, я первое!


Поблагодарили:
pn2 , Luminous , sma


Ответить



  

Читать еще на тему: Андрей Дачник, очерки этнографии и медицины, баня

0 посетителей читают эту тему

0 форумчан, 0 гостей, 0 скрытых


Тему посетили 46


    Саурон, Boitsovpro, Luminous, Серый, Андрей71, ПарПоБелому, женя, cnapta4ok, дядя Слава, Ученик, анатолий а, ZYBY, bigstep, slonmoto, пермяк, pn2, ByaCo, sma, ЕЛЕНА, dzzzex, koks, палеха, Виктор_C, Гоманок, dosvidos, Lotos, Петр С, Yanlavan, Denwer, unforgiven, Боцман, Vagabond, А.З., Pris3, Сергей И, Oleg_K, Telbin, GlooM, GDV, jaddd, Vian, Фаруш, Podvorie, NickB, Serg39, Sadovod

Партнеры форума


Скрыть/Открыть чат Чат

@  Одинцов : (07 янв 2024 - 20:25)

Добрый вечер, Леди и Джентльмены. С Рождеством!

@  дядя Слава : (08 янв 2024 - 10:00)

С новым годом! С рождеством!

@  дядя Слава : (08 янв 2024 - 10:00)

Желаю вам добра и благополучия, пусть хватит сил на добрые дела.

@  Luminous : (08 янв 2024 - 10:59)

:ax:

@  Алекс2024 : (09 янв 2024 - 10:30)

Добрый день! У меня вопрос, может кто ответит? На топку Этна-14 уставливается 9- литровый теплообменник. При этом нижняя труба (которая устанавливается на печь) разогревается до красна. Может, кто знает как эту проблему решить..

@  Luminous : (09 янв 2024 - 10:51)

@Алекс2024, доброго дня! Ответа в чате не ждите. Создайте, пожалуйста, тему, в которой изложите всё, что Вас интересует. Форумчане подскажут, как действовать.

@  Luminous : (13 янв 2024 - 18:58)

С Дыром Дедушку Русского пара! :give_rose:

@  Vian : (16 янв 2024 - 22:05)

На форуме 3 333 темы!

@  Luminous : (16 янв 2024 - 23:52)

Урра, товарищи! :good:

@  Одинцов : (13 фев 2024 - 16:17)

Добрый вечер, Леди и Джентльмены!

@  Luminous : (13 фев 2024 - 21:33)

:give_rose:

@  Luminous : (25 фев 2024 - 10:32)

Последний зимний выходной... На горизонте весна! ;)

@  дядя Слава : (28 фев 2024 - 23:12)

доброго всем здоровья!

@  дядя Слава : (28 фев 2024 - 23:13)

будете в Муроме, в Муромскую баню загляните...

@  Одинцов : (08 мар 2024 - 09:30)

Дамы, с праздником!

@  Luminous : (08 мар 2024 - 12:36)

Пётр, спасибо! :give_rose:

@  дядя Слава : (18 мар 2024 - 12:12)

привет всем

@  Luminous : (18 мар 2024 - 14:19)

Доброго дня муромским! :hi:

@  Одинцов : (31 мар 2024 - 14:42)

https://m.ura.news/news/1052749413

@  Одинцов : (31 мар 2024 - 14:44)

В Екатеринбурге пройдут чемпионаты по групповому и индивидуальному парению

Наверх